On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум начал свою работу 7 января 2009 года; с 29 апреля 2009 года форум переехал на http://khamagmongol.com/chuulgan/index.php

АвторСообщение
bagiii



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.09 06:45. Заголовок: Ашина-Великий монгол создал первый Тюркский каганат, Все каганы тюрков по крови -Монголы.


Потомки волчицы. Знание родословных и специальное изучение их было издавна характерно для центральноазиатских народов [22]. При этом весьма любопытно, что многие из них называли своим родоначальником того или иного зверя. Так, тибетцы считали своими предками самца обезьяны и самку ракшаса (лесного духа), монголы - серого волка и лань, телесцы - тоже волка и дочь хуннского шаньюя, а тюрки - хуннского царевича и волчицу. Две последние легенды возникли очень давно, по-видимому еще в период обитания этих народов на южной окраине великой пустыни Гоби, так как мифология в некоторой степени корректируется фактами политической истории и этногенеза.

Среди племен, побежденных тобасцами при покорении ими северного Китая, находились "пятьсот семейств Ашина" [23]. Эти "пятьсот семейств" возникли "из смешения разных родов" [24] , обитавших в западной части Шэньси, отвоеванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами [25]. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь "Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев" [26].

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана. В этой версии происхождения древних тюрок ничего легендарного нет. По-видимому, Ашина был вождем небольшой дружины, состоявшей из удальцов, почему-либо не ужившихся в многочисленных сяньбийских и хуннских княжествах. Такие мелкие военные единицы, которые нельзя назвать государствами, постоянно возникали в мятежную эпоху III - V вв. и исчезали, не оставив следа.

Китайцы называли подданных ханов Ашина - Ту-кю. Это слово удачно расшифровано П. Пельо как "тюрк +ют", т. е. "тюрки", но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монгольским. В древне-тюркском языке все политические термины оформляются монгольским множественным числом. Это дает основание думать, что они привнесены в тюркскую языковую среду извне.

Само слово "турк" значит "сильный, крепкий". Согласно А.Н.Кононову, это - собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения. Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V в., когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени - сяньбийский, т. е. древнемонгольский. Это был язык команды, базара, дипломатии. С этим языком Ашина в 439 г. перешли на северную окраину Гоби. Слово "Ашина" значило "волк". По-тюркски волк - бури или каскыр, а по-монгольски шоночино. "А" - префикс уважения в китайском языке. Следовательно, "Ашина" значит "благородный волк" [27]. Не подвергшееся китаизации слово сохранилось в арабской записи этого имени Шанэ [28].

Вопрос о том, насколько правомерно называть ханов Ашина тотемистами, при современном состоянии наших знаний не может быть разрешен [29], но ясно, что название "волк" имело для тюрок VI . огромное значение. Китайские авторы считают понятия "тюркский хан" и "волк" синонимами, видимо опираясь на воззрения самих тюркских ханов. Не случайно сяньбийская царевна говорит про своего мужа, хана Шаболио: "хан по его свойствам есть волк" [30]; и в инструкции при нападении на тюрок сказано: "таковую должно употр######ть меру: гнать кочевых и нападать на волков" [31]. Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах [32], и, наконец, в двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице [33]. Для обеих несколько разнящихся легенд характерно то, что в них нет никакого намека на историческое событие - переход орды Ашина из Ганьсу. Поэтому, надо думать, легенды возникли на Алтае и, может быть, были созданы специально для того, чтобы обосновать права пришельцев на исключительное положение.

Первая легенда любопытна тем, что она знает об "отрасли дома Хунну от Западного края на запад", т.е. о державе Аттилы. Эта отрасль была начисто истреблена соседями; уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и "по прошествии нескольких колен некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана". Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки-тукю (тюркют) происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы, причем, если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 г., а тюрки выступают как народ уже в 545 г., то можно было бы только подивиться быстроте размножения их и смене поколений!

Вторая легенда выводит тюрок от местного рода Со и опять-таки волчицы. Все представители рода Со, по легенде, погибли "из-за собственной глупости" (в чем она проявлялась, не объяснено), только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем Цигу, а третий и четвертый - на р. Чуси (Чуе) в южном Алтае. Эта легенда объяснена Н. А. Аристовым, который сопоставил Со легенды с родом Со у кумандинцев - североалтайского племени на р. Бие, первого внука увязал с племенем лебединцев - ку-кижи, а второго - с кыргызами, жившими между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем). Внук старшего сына - Асяньше первой легенды. Здесь они обе смыкаются [34].

Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, были населены племенами, происходившими от хуннов и говорившими на тюркских языках. С этими аборигенами слились дружинники князя Ашина и наделили их именем "тюрк", или "тюркют".

Судьба этого слова настолько примечательна и важна для нашей темы, что следует уделить этому сюжету особое внимание. Слово "тюрк" за 1500 лет несколько раз меняло значение. В V в. тюрками, как мы видели, называлась орда, сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI - VIII вв. небольшой народ, говоривший уже по-тюркски. Но соседние народы, говорившие на том же языке, тюрками отнюдь не назывались. Арабы называли тюрками всех кочевников Средней и Центральной Азии без учета языка. Рашид-ад-Дин начал различать тюрок и монголов, очевидно по языковому признаку, а в настоящее время "тюрк" - это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения, так как некоторые тюркоязычные народы усвоили тюркский язык при общении с соседями. При таком разнобое в употреблении термина необходимо внести уточнение. Тот народ, история которого описывается в нашей книге, во избежание путаницы мы будем называть тюркютами, так, как называли их жужани и китайцы VI в [35].

Какого бы происхождения ни были те "пятьсот семейств", которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что "пятьсот семейств" монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой.

На основании вышеизложенного видно, что происхождение тюркоязычия и возникновение народа, назвавшего себя "тюрк" "тюркют", - явления совершенно разные. Языки, ныне называемые тюркскими, сложились в глубокой древности [36], а народ "тюркютов" возник в конце V в. вследствие этнического смешения в условиях лесостепного ландшафта, характерного для Алтая и его предгорий. Слияние пришельцев с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 г., они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью или тюркютами.

А сама тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 8 [только новые]


sanj
moderator


Сообщение: 1
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.09 06:53. Заголовок: менд bagiii поздра..


менд bagiii

поздравляю ты первый юзер на этом форуме.
хотелось бы сразу напомнить о том, что одним из основных правил здесь будет наличие ссылок на источники.
не ленись пожалуйста. потрудись дать линк или хотя бы название статьи и имя автора.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
bagiii



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.09 11:12. Заголовок: Horosho, prosto posm..


Horosho, prosto posmotrel na Elista.org etu temu, i hotelosi uznati bol'shee, a to tam vsyakie tam hasagi v osnovnom bred neset!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Huarang



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 13.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.09 18:43. Заголовок: А нет ли связи между..


А нет ли связи между волчицей из легенды про Ашину и Борте-Чино в Сокровенном Сказании Монголов? На мой взгляд, Борте-Чино имел отношение к роду Ашинас. Род Чингиз-хаана имел высокий титул в степи еще до того как Темучин стал каганом, соответственно, могло быть так что род Ашина дал начало роду Борджигинов, так как согласно легенде предком Чингиз-хаана был серый волк и каурая лань.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 18
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 01:35. Заголовок: между упомянутым аши..


между упомянутым ашина в III - V вв. и чингис-хааном в XIII в. от 1000 до 800 лет. если даже сделать скидку на то что бортэ-чино был реальным человеком и жил несколько раньше, то все равно нет свидетельств о его связи с ашина.

к этому еще следует добавить что некоторые склонны толковать ашина не как а-чино.
а сам тезис о том, что "Все каганы тюрков по крови - Монголы" мне кажется недоказуемым, как впрочем и обратное. речь идет о временах когда не было тюрков и монголов в современном понимании. а хунну и сяньби вошли как в состав тех так и в состав других. в какой пропорции это уже другой разговор.

если делить по языку, то на каком языке говорили хунну и сяньби тоже отдельный большой и спорный вопрос. к тому же язык мог заимствоваться. а двутреязычные группы могли в зависимости от условий называться как угодно. к тому же тюркский язык 12-13 в. гораздо ближе к монгольскому той же эпохи чем современные тюркские и монгольские языки.
если делить по антропологическим данным то тут пока доказать что то сложно т.к. относительно мало находок. я видел в инете реконструкцию лица хуннской женщины.
если смотреть историческую этнографию, то надо сравнивать различия тюрков и монголов, причем в динамике в древнейших времен до наших дней.
короче чтобы заявлять это надо рассмотреть разные аспекты вопроса, проделав при этом гигантскую работу.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 20
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 01:39. Заголовок: bagiii пишет: Horosh..


bagiii пишет:

 цитата:
Horosho, prosto posmotrel na Elista.org etu temu, i hotelosi uznati bol'shee, a to tam vsyakie tam hasagi v osnovnom bred neset!


там что не было дано ссылки на текст? ну так нашел бы ее сам.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 22
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 02:07. Заголовок: sanj пишет: я видел..


sanj пишет:

 цитата:
я видел в инете реконструкцию лица хуннской женщины.


вот тут выставил http://hamagmongol.forum24.ru/?1-4-0-00000001-000-0-0-1231887956
ну как похожи на современных монголов?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Dalai



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 06.03.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.09 15:05. Заголовок: сайн байну.


Да что вы делите на монголов и тюрков то давнее время, по сути говоря в тот период никто еще не оформился в монголов и тюрков, все кочевники то сливались, то рассходились, взаимообогащая культуру и быт, и военное дело. Мало кто из вас поймет монгольский язык времен Чингизидов. Не говорю уж о языке тюрков Ашины.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тоорилхан



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 06.10.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 16:52. Заголовок: О народах известно,..


О [названных] народах известно, что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун; путем ро-ждений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят [теперь] на другие народы, которые похожи на монголов, потому что начало обобщения сего слова [с другими народами] произошло с эпохи монголов, -- послед-ние же были одним из тюркских народов. Так как к ним была [про-явлена] божественная помощь, то за время около четырехсот лет от них [произошло] множество ответвлений и по своей численности они превысили другие [народы]; вследствие же их могущества другие [пле-мена] в этих областях также стали известны под их именем, так что боль-шую часть тюрков [теперь] называют монголами. Подобно тому, как перед этим татары стали победителями, то и всех [других] стали назы-вать татарами. И [поныне] еще татары пользуются известностью
в Аравии, Хиндустане и Хитае. Коренные монголы постепенно разделились на две части [или подразделения].

Подразделение первое. [Составляет ту] ветвь, которая произошли от тех настоящих монгольских народов, кои были на Эргунэ-куне, [где] каждый получил [свое] специальное имя и прозвище. [Впоследствии они удалились оттуда. [Это были племена]: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут, кингит.

Подразделение второе. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, [уже] после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.

Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.

к стати ,у турков Анатолии до сих пор существует такая же легенда об Эргунэкун как у монголов.

Ашина-Монгол.
И правильно ,что ханы тюрков(казахов,узбеков,татаров,ногаицев,каракалпаков,,,) -Чингизиды-Монголы.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет