On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум начал свою работу 7 января 2009 года; с 29 апреля 2009 года форум переехал на http://khamagmongol.com/chuulgan/index.php

АвторСообщение
Uriankhai



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 26.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.09 16:35. Заголовок: Uriankhai people


Uriankhai from Altai. We are very oldest Mongolian nation from Dobu mergen and Duva sohur's 10-th century of the middle ages. Uriankhai peoples pride by Zelme and Sybeedei 2 of 9 great generals Chinggis khana was uriankhai men's also brothers and sons of this 2 brother general's long time give one's strength to Great Mongolian empires. Uriankhai solders were most trustworthy to great khans to be keeper and attendant fighting in first line in war before all. Uriankhai was one of biggest 6 tribes of great Mongolia like Halha, Cahar, Ensheebyy… But in rule time of great empress Mandukhai and Dayan khaan Batmykh Uriankhai people made many revolt and lose your power and authority be one of general tribes and separated by other 5 tribes. One biggest group is move from Burkhan Haldun/ keeper of great khans graveyards/ reach in Altai Mountain. Than live like part of halkha tribe. After some year joined to Oirad kingdom.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 9 [только новые]


sanj
moderator


Сообщение: 50
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.09 16:35. Заголовок: hi Uriankhai. i hear..


hi Uriankhai. i hear other version about uriankha origin.

some turk-speaking people (modern tuva, altaers, saha-yakut) believe that they origin from uriankhai who live in Chingis-haan time. and this people have turk language.

in our days uriankhai name have mongol- , turk- , and tungus-manju peoples.

i think that till 10 century the name uriankhai (uriankha, uriankhan) have some tungus-manju and some mongol tribes. in middle centuries generally mongol-speaking people, in more late times this name take some turk-speaking people (tuva-uriankha, altai-uriankha, sakha-urianha).

but some man from last one talk that mongol-speaking uriankhai originally was turk-speaking tribes, who take mongol language later. and now some man from this people talk that Zelme and Sybeedei is theirs national heros.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 58
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.09 03:54. Заголовок: i post some message ..


i post some interesting message from old "Hamag mongol" forum:

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 59
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.09 04:03. Заголовок: джунгар пишет: урян..


джунгар пишет:

 цитата:
урянхаи входили в 18 племен дарлекин монгол. Х.Нямбуу "Монгольская этнография"



Василий пишет 25.11.2003 - 06:36:

 цитата:
Уранкаи - это древнее самоназвание эвенкийского народа. Урянхайцами
во всех минских источниках именуют предков маньчжуров.
Саха - связана с дальневосточными сахарча, сахалянь. Так именовали
обычно дауров и солонов. По фольклорным источникам саха, до прихода на Среднюю Лену их предков Омогоя из "братских" и Эллэя из "татар",
проживал местный народ саха. Женившись на дочерях этого племени
беглец Омогой (вор-конокрад) и тоже бежавший из своей родины, спасаясь от сумасшедшего царя и притеснений монголов Эллэй дали начало народу "ураанхай-саха". В то же время, среди эвенков и эвенов Якутии немало тюркского и монгольского элемента. Теже вокараи - потомки меркитов среди тунгусов в древности судя по топонимам доходили от Нижнего Енисея до Чукотки!
О уранкаях - эвенках в одноименной статье Г.М.Василевич вышедшей
в 30-х годах, о этнониме сахарча, сахалянь в монографии Мелихова.
В минских источниках все время упоминаются пограничные урянхайцы
предавшие монголов и тем самым обеспечившие победу Минской династии. Стал выяснять этот вопрос, везде пишут маньчжуры!
Об этнониме саха и уранхай можно спорить долго, так как и в Барабинских степях, и на Енисее, и в Монголии, и в Маньчжурии можно найти точно такие же этнонимы. Но об Омогое, просто говорят он выходец из Урянхайского края! В Урянхайском крае обитали вплоть до
X в. некие милиге с белым кречетом в руках, как и Бодоньчар!



Василий пишет 4.12.2003 - 10:06 :

 цитата:
Урянхайцы 3 округов составная часть маньчжурского этноса, и их
борьба против монголов связана с становлением самосознания манчжурьского народа, в которую вошли немало омонголенных групп.
Хорчины - это же хори-буряты, солон-баргуты. А вот монгольские урянхайцы - были всегда гвардией монгольских ханов и они охраняли
могилу Чингисхана. Впрочем, всегда урянхайцы всегда друг с другом
воевали! Субудай - полководец из урянхит преследовал милиге - выходцев с Урянхайского края по всему мируЈ

Их название хорчуны происходит от этнонима хори, хор.
Другое их название баргуты, солон-баргуты. Хори-буряты ведь переселились в родину своих прапредков, на Байкал как раз из Внутренной Монголии только в начале XVII в. В то же время, существует
мнение что баргуты проживали в Баргузине вплоть до прихода русских и
выселились в Внутреннюю Монголию. Может именно хоринцы кого-то там предавали, ведь они зуб имели на монголов и себя как и ойраты считали
отдельным народом. Отождествление урянхайцев с хори - хорчунами
действительно интересно, впервые слышу об этом. Хотелось бы узнать
побольше о племенах и родах Внутренной Монголии, ведь там наши сородичы сохранились! Солоны они же сахарча, баргуты или же варагоны,
урянхайцы, тумэты наконец, все выходцы с великого Байкала как и мы

эти сведения взяты из трудов крупных бурятских ученых
Г.Н.Румянцева, Ц.Б.Цыдендамбаева и других. А о урянхайцах сведения
есть в работе Н.К.Кюнера. У него в архиве Кунсткамеры есть отдельный
рукописный тетрадь, где все сведения китайских источников об урянхайцах.
Где он пришел к выводу, все сведения о племени улянха, волянхата, урянхит, уранкай относятся к одному конкретному монголоязычному племени Хи (Кумохи) испокон веку жившему в Северо-Восточной Маньчжурии и частично на Монголии. О урянхайцах много писал также
казахский ученый С.М.Ахинжанов, пришедший к выводу, что этот этноним возник от слияния 2 слов: уран (слово, относящееся к змею в тюркских языках) и кай-хай (в монгольских - змея). Т.е. племя хи - каи они
же уранкаи почитали змея- дракона. От ушедших на запад уранкаев-кумохи образовались кимаки.
О уранкаях очень много сведений в статье Г.М.Василевич "Уранкаи-эвенки". Эвенки всех родов под этим словом понимали просто человека,
в качестве старинного самоназвания своего народа. Собственно об этом говорят и китайские источники. Хисцы поселились на горе Увань и смешались с коренными жителями. Отсюда и эвен-ки - увань-хи.
Что касается саяно-алтайских урянхайцев, то Рашид-ад-дин свидетельствует, что это не настоящие урянхайцы, а так названы, постольку их жилища находятся в горных лесах. Впрочем, кто знает, ведь в сяньбийскую эпоху монголоязычные (частью тунгусоязычные) широко расселялись в Центральной Азии. Уранхайцы-саха появились в результате широкой ассимиляции тунгусоязычных групп пришлыми тюркоязычными бурятами или монголами из рода орла. Впрочем, они тоже выходцы из Урянхайского края т.е. с Саян.
Кто нибудь есть, кто разбирается в родо-племенном составе народов Внутренной Монголии не только по книге?

Нимаев Д.Д. О средневековых хори и баргутах. (С.144-166).
Далее, в преданиях баргузинских бурят и эвенков часто упоминаются хорчины (или аба-хорчины), а также баргуты (или солон-баргуты, монгол-баргуты), якобы проживавшие в этих краях в древности. Замечание Г.Н.Румянцева о том, что «термином «хорчиhол» баргузинские тунгусы называют баргутов». По мнению ряда исследователей, термин «хорчин» означает «стрелки», «стрельцы». Этот термин-этноним закрепился, вероятно, и за какой-то частью хори-баргутов, чему способствовало и созвучие имен. Во всяком случае, области расселения древних хори и хорчин-баргутов полностью совпадают (С.160).



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 60
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.09 04:15. Заголовок: anonim пишет: Urain..


anonim пишет:

 цитата:
Urainhaitsi delyatsya po yaziku na mongoloyazichnih i turkoyazichnih no polegende bituyushih u oboih grup nazvanie poluchili vpolne osoznano i poodnomu priznaku.

Nazvanie plemeni Urianhai – ot slova “uria” to esti' lyudi umeyushie otvodit chto libo s pomoshyu uria-zaklinaniyami. Nazvanie poluchili potomu chto v otlichie ot stepnih mongolov neboyalis’ groma i nebesnih molnii. Mongoli s drevnih vremen pochitali nebo i potomu grom i molniya schitalas nakazaniem posilaemoi ot neba, potomu i strashno boyalis’ groma, Vo vremya grozi , molnii v mongolii chasto porojali lyudei i skot, a v taige eto bila redkost’ potomu i jiteli taigi (oin irged) malo boyalis groma i molnii; a potomu smelo vihotili naruju vovremya grozi i krichali(uria-zaklinanie) v nebo prosbi o milosti; i podrevnemu poveriyu umeli prekrashat’ molnii. Oni schitali sebya nebesnimi lyudmi beloi kosti i poluchili nazvanie urianhai. Prichem iz isledovanii vidno chto esli v kakoi libo plemeni (Mongolii, Inner Mongolii) est’ rod urianhai to tolko predstaviteli etogo roda (v sluchae esli molniya ubivala kogo –libo) vihodili v beloi odejde i na belom kone prosit o milosti nebo i o prekrashenii molnii. Ya chital chto Tuvintsi (tagna-urianhai )tochno takje sebya schitayut i vihodyat vovremya grozi naruju i krichat uria. Dumayu chto i saha-urianhailar tochno takje neboyatsya molnii.

Polistal tut Bichurina(sobranie sveden. T.1) i nashel koechto
1.Gaogyuitsi (predki uigurov) pochitali gromovie udari. Duhu groma jertvovali barana zarivaya v zemlyu. Navernoe vse urianhaitsi vedut svoi korni ot gaogyui.



anonim пишет:

 цитата:
...Отсюда и объяснение известного обращения Субедая и Джебе-нойона к закавказским кыпчакам о том, что "аланы есть чужое племя, а кыпчаки из одного народа". Тут же можно привести данные Ахинджанова о том, что племя урянхай, из которого происходил достопочтенный Субедай являлось по корням кыпчакским и происходило из кыпчакских племен Уран (упоминаются у Джувейни - который описывал виденное собственными глазами - 4 тысячи кочевников племени уран полегли в бою с монголами Чингис-хана защищая своего родича, сына хорезмшаха от кыпчакской жены - Узлаг-шаха) и племени/народа Кай.



enhd пишет 2.12.2003 - 15:51:

 цитата:
В 1389 году урянхайцев Нагачу ноёона, которые жили на севере у белой стены, завоевал Минцы преобладающим превосходством силы и они сдались. Минская империя образовал 3 граничных военных округа так называемых “монголо-урянхайские три края“, наверно они верно служили китайцам.
Батмунхэ даян хаан отбивал их от Минцев и они стали одним из туменов восточных монголов.
В середине XVI века они были под владением 3-х феодалов
- Хулахач ноёон владел урянхайцев принадлежавших в округе Тайнинь
- Баясхал ноёон владел урянхайцев бывших в округе Дуянь
- Гуюмєнхэ ноёон брал урянхайцев бывших в округе Фуюй
Они были расселены среди Тумэт, Хорчин и Горлос аймаков.
В последствии стали называться харчин и хорчин аймаками.
И они, хорчины, тоже первыми поддались или переходили в сторону маньчжурцев, говорят что побратались с маньчжурцами сделав клятву и пожертвовав в небо и землю черную корову и белую лошадь.
Во всех войнах маньчжурцев хорчин-монголы участвовали рядом с маньчжурцами и они обычно получили зарплату или дань от маньчжурских Алтан ханов на порядок больше чем остальные монголы.

Алтайн урянхай в основном монголоязычные. Но тувинцы живущие там тоже назывались урянхайцами.
Алтайцы назывались "алтан нуурын урианхай", т.е. урянхайцы озера Алтын, 2 или 3 хошуна были. Их после падения Зvvнгара отобрала Россия.



enhd пишет 27.05.2004 - 14:43:

 цитата:
Тувинцы и якуты имеют самоназвание как тыва и саха. Их второе название урианхай дано как бы монголами, почему? потому что их начислили в составе урянхайского аймаки или тумена.
Урянхайцы тюрки кёк мончаги - они тывинцы.
В монголии живут монголоязычные племена у которого нет другого самоназвания чем "урианхай". Это алтайские урианхайцы (не алтайцы, их назвали "алтан нуурын урианхай" - урянхайцы озера алтын), Хубсугульские урианхайцы и т.п.
С какого времени стали назвать регион Кем и кемжиут как урианхайский край? Приблизительно со времен когда там переселились монголо-язычные племена урианхайцев.
Нынешние урианхайцы все монголо-язычные. Это алтайские урианхайцы живут в Баян-Улгий аймак, Синьзян, Хубсгуле (халха урианхайцы, а не дархаты и хотогойты), среди халхасцев и во внутренней Монголии.

Тувинцы и саха не наследники в прямом смысле, них же называют и они себя называют как "тыва" и "саха".
А название урианхай принят после их завоевания, вернее подчинения, монголами.
Когда приехали монголы в Алтай и Кэм-кэмжиут кто там жили: - ойраты Хутуга бэхи, дубо (тувинцы), хиргисы etc.
Кто их завоевовал - урианхайский Зэлмэ багатур. Сами урианхайцы жили на самом центре монголии при бурхан Халдуне.
Алтайцев называли "ойратами" или "баятами", только после падения джунгарии от них образовали в сотаве алтайских урианхайцев хошуны от этого часть них называется урианхайцы из озера алтын.

...

Да, интересно. Урянхайцев монголоязычных, живущих в Баянєлгийском аймаке, тувинцы тоже живущие там называют "тан(г)ды" а не "урянхай".
Может "тангч" или "тангды" самоназвание.



anonim пишет 30.09.2004 - 22:58:

 цитата:
Уранкай - старинное название эвенкийского народа. Т.е. это название как
и этноним саха с значением - север, охота, тюрки на Лене могли позаимствовать у тунгусов, в ходе их ассимиляции. В эпосе саха их предки
проживали в легендарной стране Монгол тойона, который и являлся собственно их предком.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 61
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.09 04:17. Заголовок: http://kyrgyz.tsu.ru..


http://kyrgyz.tsu.ru/doc/doc_07.shtml

http://www.angelfire.com/mn3/bid_team/h_urianhai.html - End urianhain tuhai baga zereg bicheestei baina.



Роман Храпачевский, 2003 пишет:

 цитата:
Таким образом, введение в научный оборот дополнительного письменного источника о событиях в 1240 г. в землях "своих поганых" дает возможность лучше оценить события этой последней кампании Батыя и Субэдэя на Руси. Роль Субэдэя в ней оказывается довольно специфической - ему поручено, как это не раз было в его карьере, "разобраться" с тюркскими народами, не желавшими подчиниться монголам. Только ли военные таланты и эффективность их использования заставляли выбирать Субэдэя для таких миссий? Видимо, они играли главную роль в принятии Чингисханом и его преемниками подобных решений. Тут можно вспомнить о догадке известного исследователя кипчаков С.А. Ахинжанова - Субэдэй, выходец из урянхаев, мог ссылаться на родство последних с теми тюркскими племенами, которые, как и урянхаи, были когда-то в составе Кимакского каганата.
http://rutenica.narod.ru/batu.html



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 62
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.09 04:26. Заголовок: chono пишет 20.11.20..


chono пишет 20.11.2004 - 19:09:

 цитата:
Posle razgroma severnogo Yuan, odna desyataya mongolov byla Urianhai. Jili v tsentralnoi i severo-zapadnoi Mongolii. Urianhai tumen (t'ma) nazyvalis. Potom to li halhi, to li manchjury ih razbili po svetu poslali. Seichas jivut ot granits s Tuvoi do kitaiskoi steny, eto ya pro mongolo-yazychnyh urianhaitsev. Sredi vseh mongolskih plemen roda urianhai suschestvuyut.

Po moemu v 13 veke urianhai byli mongolo-yazychnym plemenem jivschim ot gor Khentii do zapadnyh beregov Baikala i severnee.



KharchinMoon пишет 28.12.2004 - 06:06:

 цитата:
aah, nice topic:)

I'm from Inner Mongolia, Kharchin Mongol. I think there must be some forumers who had known me before in elista.org or buryatia.org forums:) those messages about Uriankhai's origins are very useful for me. but I have to read them by an online translator because I can't read russian.

well, Let me tell some of what i know about Uriankhai people of the Mongolians.

Usually, People think original Uriangkhai were a branch of Turkic people who live in the great Siberia forest. but There're already some Uriankhai clans among Mongol clans in the Mongolian steppe before Chinggis Khaan unified all Mongolia's clans. Uriankhais ever play a quite important role during the establishment of the Mongolia empire. Jelmei and Subtai, the brothers from Uriankhai tribe, were the most famous Uriankhai generals of Chinggis Khaan.

Unlike those lager tribes such as Keleit, Naiman,etc, Uriankhai clan hadn't been divided into small parts and its people weren't given to the different ulus after Chinggis Khaan broke the old tribal struction and built a new empire system. the Uriankhai ever became one of most powerful Mongolian tribes in later history...



KharchinMoon пишет 28.12.2004 - 06:31:

 цитата:
There're 2 branches of Uriankhai tribes in Mongolia later, Burkhan Uriankhai were the people who guarded Chinggis Khaan's grave in the area of Burkhan Mountain of today's Mongolia. Burkhan Uriankhai became one of six great tumens(Uriankhai,Halha,Chahar; Ordos,Yunsiyebu,Tumed) of eastern Mongolia after Dayan khaan reunified Mongolia. but they were defeated by Chahar and other Tumens soon and its people was mainly given to Chahar tumen and Halha tumen except a small part of them fled to altai Mountain who eventually seemed to be Tanu Uriankhai(most resourse i read write like it). Another branch of Uriankhai people were Duyan Uriankhai who were separated from Burkhan Uriankhai and imgrated to today's eastern Inner Mongolia, Duyan Uriankhai, with Ujiyed and Ongligud, were recognized as a relative independent power different from Eastern Mongolians and western Mongolians(the Oirads). these three tribes ever launched many wars against Ming Chinese, they eventually imgrated to south-eastern Inner Mongolia and Southern Manchuria. Later, Chahar tumen, Halha tumen(5 clans of ovor Halha) ,Yungsiyebu tumen and Tumed-Mongolchin Tumen imgrated to the land of these 3 tribes and absorded them in the end.

Today's Kharchin Mongols just have two ancestral origins, one of which came from Yungsiyebu tumen(including three clans:the Kipachak-originated Yungsiyebu, the Oguz-originated Kharchin, and the Alan-originated asud), another of which just came from Duyan Uriankhai.



Boldo пишет 12.04.2005 - 15:28:

 цитата:
Hi, dear brother KharchinMoon,
pls let people to know where exactly mng people of China inhabit, especially, Harchin mng people, they say Liaoning province is Motherland, is menggubao is also Kharchin mng people create?



KharchinMoon пишет 1.06.2005 - 13:11:

 цитата:
Hello, Boldo, I didn't visit this forum for a long time, sorry for my later reply.

Kharchin Mongols live in the area of the former Jusutu league, which ever comprised 3 Kharchin banners, 1 Tumed banner and 1 Mongolchin banner. Today, Kharchin right and middle banners remain in Inner Mongolia as parts of Juu uda league(Chi'feng city), but Kharchin left banner was given to Liaoning province as well as Tumed banner(chao'yang) and Mongolchin banner(fu'xin). Menggu bao is a chinese name to call Mongol ger, not only created by the Kharchins, I believe.

Most Mongol people live in today's Inner Mongolia, some live in the neighbour provinces, such as liaoning(Manchuria), Qing hai(Huh nuur), and Oirad Mongols live in Dzungarstan-Xinjiang.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 63
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.09 04:33. Заголовок: enhd пишет: Посколь..


enhd пишет:

 цитата:
Поскольку я знаю "урянхайцы" (в смысле что которые не имеют другого названия или представления своего рода) у нас в Монголии все монголоязычные.
Халха-урянхайцы (урианхай, урианхан, урианхад) думаю что больше чем ойрат-урянхайцы.

Когда-то одним из сильных туменов из 6-ти туменов халха были урианхайцы. И они восстали против Даян хана?? Боди-Алаг хана??? не по памяти извиняюсь. И чингизиды их подавили и разделили по всем туменам, поэтому урианхайцы так разбросаны по всей территории монголии.

Ойраты-урянхайцы как я читал в одной книге были переселены из внутри страны (нынешняя Внутр. Монг.) в Алтай после подавления Джунгарской империи.

Урианхайцы (живущие в Баян-Улгийском и Кобдосском аймаке) все монголоязычные (ойратский диалект) но у них имеется род-элкин схожие с тывынцами Танну-ола, наример зоот - чооду и т.п.

Некоторые исследователи (в основном из Внутр. Монг.) считают что урианхайцы из Бурхан Халдуна, т.е. центральной Монголии, переехали на запад в север Танну и Саян ассимилировались тюркам. Это конечно очень необоснованная теория.

Тувинцы (тывалар) очень тесно связаны по всей стороне жизни, обычая, культуре и душе с монголами (халхасцами): одежда, обычай, вера, сила и т.п.

Но при этом они сохранили свой язык в отличие от урианхайцев .

Монголы тувинцев называют "урианхайцами" но они самих себя называют "тыва" и на международном смысле называют себя (напр: для монголов и русских) "урянхаи".



Unkas пишет:

 цитата:
Пара слов, мое мнение, так сказать.
Слово урянхай по-моему явно имеет монгольскую этимологию. В термине выделяется суффикс -нхай,
активно употребляющийся и ныне в монгольских языках, напр., в слове уранхай "разорванный".
Вариант того же суффикса: -мхай, например, в слове мартамхай "забывчивый", где марта- "забывать".
Может быть, суффикс на самом деле распадается на два: -н (или -м) и -хай. Это надо уточнять у лингвистов.
В этнониме уряанхай (бур. форма) или урианхай (халха-монгольская) помимо суффикса высвечивается снова уряа (уриа), имеющая в монгольских языках значение "призыв", "клич", "приглашение". Однако, есть еще якутская форма ураангхай, о которой я пока не могу уверенно судить. О том, кто подразумевался под этнонимом уряанхай, много писали и
спорили. Известно, что у многих народов термин уряанхай или его "производные" является нарицательным обозначением этносов, проживающих в лесу. Есть сведения, что урянхайцами звали лесовиков маньчжуры и корейцы.
Первые достоверные упоминания этнонима, кажется (но не могу быть уверенным абсолютно), были сделаны в 13 веке в "Сборнике летописей" Рашид Аддина. Этот ученый, находившийся на службе у монголов, отметил существование двух племен носивших один и тот же этноним. Одно племя (просто урянхайцы) жило примерно в Онон-Керуленском междуречье среди так называемых ононских монголов (т.е. этноса Чингисхана), более того, считалось одним из собственно монгольских племен группы (если не изменяет память) дээрлэгэн (в персидском тексте - дарлекин). Это были совершенно точно настоящие монголы. В мифологии о них отмечается одна черта - связь с кузнечеством.
Из них происходил знаменитый полководец Субэдэй, сын кузнеца Джарчиудая. Сын Субэдэя Урянхатай также был отличным полководцем.
Рашид Аддином отмечено и другое племя, названное им ОЙН УРЯНКА, что по-монгольски означает "лесные (ой - лес, ойн - лесной) урянхайцы". Эти жили где-то к западу от Байкала. О их языке достоверных сведений нет, но есть косвенные соображения в пользу того, что все-таки это были монголы. Дело в том, что, как уже выше писали, именно ойн-урянхаи сформировали особую тысячу, охранявшую родовой погост чингизидов. Данный факт, конечно, нельзя интерпретировать как некое небывалое благоволение монгольских императоров к этому племени. Проживание в р-не кладбища чингизидов означало в том числе и отдаление от реальной политической и военной власти, что специально подчеркнуто Рашид Аддином "из них никто не ходит в ставку великого хана и не известно о великих людях из них" (примерно цитирую по памяти, но смысл в общем такой). Но с другой стороны, именно стражам погоста выпадала в определенные моменты роль участников наиболее сокровенных церемоний культа предков. А это уже говорит о том, что самими чингизидами ойн-урянхаи воспринимались как этнос достаточно близкий.
В составе бурятского народа, по всей вероятности, есть представители обоих племен - и лесных урянха и собственно урянхаев-дээрлэгэнов. Первые встречаются среди западных бурят, вторые - среди селенгинских и джидинских.
В 17-18 веках маньчжуры, подойдя к Туве, а затем включив ее в состав Дайцинской империи, назвали урянхайцами этнос, которые ныне зовет себя тывалар (тувинцы).
Многие ученые пытаются найти этноним уряанхай в китайских терминах. Например, многие усматривают именно уряанхов в кит. УЛОХЭУ, которым в 10 или 9 в. называли племя, живущее в р-не оз. Буир-нур и восточнее. Однако, некоторые монгольские ученые не без оснований видят тут племя ОЛХОНУУД, из которого происходила мать Чингисхана - Оэлун. Олхонуты к сер. 12 века уже зафиксированы как одно из племен Союза ХУНГИРАД, но изначально, видимо, это было самостоятельное племя. Я лично склоняюсь к тому, что улохэу это олхонуты.
Вообще, происхождение термина уряанхай, а также урианхан, як. ураангхай - очень загадочная и интересная проблема в науке. Согласия между учеными окончательного пока нет. И не менее интересной загадкой остается происхождение этнических групп, которые в разное время носили этот термин как свой этноним или как прозвание от своих соседей.
Т.е. экзоэтноним, типа латыши зовут русских криве, а сами русские себя так не называют, нас русские всех подряд зовут бурятами, и мы и сами теперь так себя именуем, хакасов русские назвали раньше минусинскими татарами, хакасы и до сих пор называют себя тадар, так же и тувинцы себя зовут тывалар, а маньчжуры и одно время русские звали их урянхайцами, из чего и поныне некоторые тувинцы думают, что они и есть те древние уряанха.



congool пишет:

 цитата:
Племя урянхай.
Одна из древних монгольских племен. В XII в. входила в состав раздел д дарлекин-монголов. Потомок Бортэ Чино,
Боданчар разбил племя аданхан-уряанханов и они составили его подданных. В древнем монгольском языке -н
означал множественное число (Киян, Боржигин, Ваарин, Дорбэн, Элжигин и др) Истинное название хорошо
известных в истории центральной Азии Киданей, Было Китай. К этому добавили мн. число -н и получилась Китан.
Потом когда этот -н утратил значение к Китан добавили мн.число -д.
Точно такая ситуация с "Урянхай". Урианхай-Урианхан-Урианхад.
Урианханы делятся на три частей 1. Жарчиуд Урианхан 2. Аданхан Урианхан 3. Ойн Урианхан. Уряанханы всегда
были на стороне Чингисхана и многие представители этой племени служили ему честно и достойно. Первый
соратник Чингисхана, Зэлмэ темник из жарчиуд-урианханов, славный полководец Субэдэй, его сын и внук стали
также знаменитыми полководцами. В общей численности урианханы составили 4 тысяч воинов одну тысяч в
западном крыле ведал сын Зэлмэ, Есунтугэ тарки начальник гвардии-хорчинов. В левом крыле одна тысяч ойн-
урианханов под начальством Удачи нойона охраняли место захоронении монгольских ханов. Своими тысячами
ведали еще один сын Зэлмэ, Есунбуха тайши и Субээдэй баатур. Ко времени распада монгольской империи
Аданхан урианханы осели в Хубсугульском аймаке по реке Ариг. Жарчиуд урианханы и ойн урианханы составили
один тумен многольских шести туменов.
Xвальная песня для них на монгольском:
Ундор ехэ шоройг чинь
Урэдоо туласан
Ургэн хосойг{?} чинь
Хабиргадаа туласан
Хуйтэн газар аялан ябахад
Хумоолтэ мусэ хэмэлин ябахад
Хулан гуроосэноор хусара бэлдэж
Хулгар тарбаганаар эуяма бэлдэж
Худаг усаныг малтан гаргаж
Хулгай дээрэмийн дарлага болж
Ара дээлэбурийг чинь хадгалж
Алтан хумрогийг чинь сахин суусан
Албат урианхан тумэн чинь
Тэр бухий бээр ажаамуу.
Четыре витязи Чингисхана
Хас чулуун мэт яст
Хар ус мэт цуст
Харилгуй санаат
Хальти ралгуй зоригт
Харитан дайсантай тохиолдоход
Хатуужин явж хучээ угсэн
Субээдэй баатур
Сунидэй Гилугэдэй баатур
Уулидай Чулгудэй баатур
Мангудай Хуйлдар баатур
Хара эреэн барс мэт
Харилгуй зурхэтэ дурбэн баатур чинь тэр ажаамуу.
Кроме урианхан тумэна урианханы входили в состав халха-монголов и ойратов. Одна группа урианхай осталась а Ляодуне после распада империи. Они составляли население пограничного округа Доян. Они принимали активное участие в узурпации минского принца ЧжуДи (сын последнего монгольского императора Тогонтэмур. После взятии Пекина жена Тогонтэмур хана Гэрэлтэй бременная досталась Чжу Юань Чжану). Но став императором Чэн цзу он не дал им обещанное широкую автономию. Они разрывали с Минской династии и опять стали подданными монгольского хана. После размещении ставки хана на юг Урианханы стали проявлять самоволие и в 1524 году предводители урианханов Дури нойон и Гэрболод чинсан организовав войско напали на отоков Бэсуд и Хурээ Халха-тумэна. Боди алаг хан командуя войсками Чахар Халха туменов разбил войско урианханов в местности Балжи. Остатки их были достигнуты войсками западных туменов ордосского Гунбилэг мэргэн жинона, тумэтского Алтан хана. Но остатки урианханов во главе Дури, Гэрболода продолжали борьбу в густых рощах горного хребта Хангай. В 1538 году Боди алаг хан направил большое войско на подавлении восставших урианханов. Хотя те поддались Боди алаг хан лишил их право именоваться туманом и урианханов разделил среди других туменов. Нынешние монголоязычные урианханы В Монголии
1. Аданхан урианханы в Хубсугульском аймаке
2. Урианхан в Гоби-Алтайском аймаке
3. Урианхай-ойраты в Баян-Ульгийском аймаке
В Китае

1. Жаруд хошун в Жиримском аймаке
2. Харчин хошун в Жуу-Уда аймаке
3. Урианхай ойраты в Синьцзяне
4. Халха-Урианханы в Цинхае
В России
В составе селенгинских бурят встречается род Урянхай и уряанхад, В составе цонголов есть род уряанхад.
Монгольские урианханы
Хубсугульские урнанханы
В сомонах Чандмань-Ундур, Алаг-Эрдэнэ, Цаган-Уур
Халха-урианханы в Гоби-Алтайском аймаке.
После смерти Даян хана его младший сын Гэрсэнзэ по древним обычаем монголов унаследовал у отца очаг т.е. Халха-Монголию. Сын Гэрсэнзэ от жены Мунхуй урянхайки, Саму буйма унаследовал посла отца оток своей матери. Его потомки правили двумя хошунами урианханов в Засакту ханском аймаке Монголии. Одна часть этих урианханов прикочевала в Кукунор и там составили один хошун "халха-монголов".
Дайчин вангийн хошун : теперь Гоби-Алтайский аймак, сомоны Тугрик(моя мама родом оттуда), Тонхил, Цээл, Цогт,
Алтай, Бугат, Дарви.
Дархан бэйлийн хошун теперь Кобдосский аймак сомоны Цэцэг, Дарви,
Выходцы этих хошунов славились своими выносливостями из них вышли многие сайн-эры, борцы
Ойрат-урианхайцы или алтайские урианхайцы
В дореволюционном Монголии они составляли 7 хошунов в подчинении Кобдосском амбане. До 1755 года они
входили в состав Джунгарского ханства. Позже пришедшие из Синьцзяна казахи поселились на их территории.
Многие их роды ведут себя прямо из Зэлмэ. Из них тюркоязычные тувинцы проживают в Цэнгэл сомоне Баян-
Ульгийском аймаке. Остальные же большинство монголоязычных урянхайцев проживают в сомонах Бугат, Буянт,
Алтай, Булган Баян-Ульгийского аймака, Дуут, Мунххайрхан Кобдосского аймака.
Урианханы во внутренней Монголии
1. Жаруды Жиримского аймака представляют собой потомки Жарчиудов. В Алтан тобчи рассказывается
потомок Зэлмэ, Баасун табунан во главе своих жарудов отличался в боях против восставшихся правых туменов. За
эти услуги он был пожалован титулом дархан освобождался до 9 колени от налогов женился на
единственной дочери Даян хана от Мандухай хатун. Впоследствии жаруды входили в состав 5 отоков южных
халха. Ныне их потомки проживают в Жиримском аймаке АРВМ КНР.
2. Харчины: потомок Зэлмэ в 7-ом поколении Хотон назвал своих подданных харчинами. Впоследствии они
сильно окитаелись.
3. Урянхайцы в синьцзяне по сути являются монгольскими эмигрантами из алтайских урянхайцев. В период
коллективизации многие перешли границу и там поселились.
Помимо этого роды Урианхай, Урианхан, Урианхад, Их Урианхан, Бага Урианхан и потомки Зэлмэ род Хун зэлмэ
очень распространен в Монголии. Роды с названием Урианхай, Урианхан, Урианхад обитают во всех аймаках
Монголии кроме Дорногобийского аймака,
15 сомонах Хэнтэйского аймака
14 сомонах Гоби-Алтайского аймака
12 сомонах Сэлэнгинского аймака
12 сомонах Туб аймака
11 сомонах Забханского аймака
9 сомонах Дорнод аймака
9 сомонах Баянхонгор аймака
8 сомонах Хубсугульского аймака
8 сомонэх Булганского аймака
7 сомонах Баян-Ульгийского аймака
5 сомонах Убсу аймака
5 сомонах Убурхангайского аймака
3 сомонах Сухэ-Баторского аймака
3 сомонах Ара-Хангайского аймака
3 сомонах Дундгобийского аймака
3 сомонах Кобдосского аймака
2 сомонах Южногобийского аймака.
Урянхай в составе селенгинских бурят являются выходцами Монголии. В статье Румянцева кажется подробно описывается их история. К сожалению на данный момент не имею эту статью на руках. Надо сходить в библиотеку. По утверждению исследователей из внутренней Монголии ойратские ханы из рода цорос являются потомками Зэлмэ. Вкратце таково мое знание про мамину роду.



KharchinMoon пишет 1.06.2005 - 13:37:

 цитата:
articles are very nice, but I hardly understand them very well with a Russian-english online dictionary.

Here, I add some informations about Ordos tumen and UrianKhai. It seems that esen Taysi of the Oirad (west Mongols) conquered the Uriankhai, and led some of them to Dzangarstan, xinjiang, and those Uriankhai, with some Oirad tribes, eventually immgrated to present-day Ordos league of western Inner Mongolia to form the Ordos Tumen there.

Regards
KharchinMoon




Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 80
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.09 09:15. Заголовок: Этноним ураанхай на ..


Этноним ураанхай на территории Евразии.
http://merkit.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sanj
moderator


Сообщение: 83
Зарегистрирован: 07.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.09 20:14. Заголовок: В принципе, можно ..


Mogultaj пишет 05/11/05 в 14:49:16:

 цитата:
В принципе, можно выделить следующие группы "урянхайцев":

- монголоязычное (?) племя, родом из которого был Субудай; располагалось в 14 в. в Южной Маньчжурии. В частности, минские историки именуют по этим урянхаям предков маньчжуров "урянхаями", а колрейцы самих маньчжуров называли "урянхай". Как видно, рассматриваемые урянхаи после подчинения Минам в 1380-х, в основном слились с протоманьчжурами /вернее, можно сказать, что маньчжуры 16 в. и далее - это плод слияние протоманьчжуров-чжурчженей с монголами, жившими здесь, в т.ч. особенно с нашими урянхаями "субэдэевыми"/, откуда и соответствуюшее словоуотребление минских и корейских авторов.

- В эвенкийских сказаниях термины "уранкай" и "эвенки-уранхаи" выступают названиями древних эвенков, предков нынешних эвенков

- Аналогично, "урянхай» является названием древнейших саха (якутов) у самих саха: "во всех песнях-поговорках, преданиях (якуты) называют себя саха-ураанхай или ураанхай-саха". В якутских преданиях упоминается, что в древности предки саха жили в стране Ураанхай, откуда переселились к истокам Лены.

- урянхайцами называли тувинцев (тюрков-тыва, дубо китайских источников), и это стало их иноназванием, хотя сами тувинцы его не употребляли.

Следует также иметь в виду, что эвенки и якуты действительно расселялись в сибири из смежных территорий в Забайкалье; однако якуты-саха - тюркоязычный народ и шли с юго-запада, а эвенки - тунгусоманчжурский народ и шли с юго-востока; пути их расселения пересекались и пререкрывались.

Само же слово "урянхай" известно в монгольском со значением "предки, первопоселенцы, аборигены".

Все это можно толковать двумя крайними способами:

1) слово "урянхай" было в значении "предки" распространено у всех алтайских народов прибайкальского круга (тюркских, монгольских, тунгусоманьчжурских); соответственно, саха и эвенки называли своих предков - каждый своих - "урянхаями",. т.е. "предками"; это не этноним в точном смысле слова, а некое соответствие совр. этнологической приставке "пра-, прото -" (урянхай-саха - "протосаха", урянхай-эвенки - "протоэвенки", страна Урянхай, откуда пришли предки - "пра-"(родина)" данного народа.
Независимо от этого, для пришедших в Туву или на ее рубежи монголов местные тюрки-тыва были "аборигенами" - так что монголы и назвавли их "урянхаями", что закрепилось как иноназвание.
Независимо от этого монгольская племенная группа южной Маньчжурии звалась "урянхаями" - это неудивительно, так как склоны Хингана - это и есть прародина монголоязычных племен вообще (до 9 века они и занимали большую часть Манчьжурии, а степть стали заселять только в 9 веке; было бы только закономерно, чтобы монгольские племена, не ушедшие на запад в степь, а оставшиеся у южных пределов Хингана, получили известность среди монголов как "урянхаи" - то есть как прямо продолжение монг. предков на их старых местах).

2) Можно считать, что был некий _народ_ урянхаев, который поселился в районе Байкала; ветви его вошли в состав эвенков, тувинцев и саха/якутов, а еще одна ветвь - это и есть племя Субэдэя, впоследствии слившаяся с манчжурами. Такой взгляд высказывал еще Кочнев, считавший, что эти протоурянхайцы были тюрками, жили в Туркестане и составляли «большое племя», боровшееся с Чингисом; часть урянхайцев покорилась ему (это и есть урянхайцы Субэдэя), а часть ушла на северо-восток, к Байкалу (откуда прочие урянхайцы).

Я придерживаюсь первой точки зрения: вторая составлена "ад хок", без опоры в источниках, не знающих такого народа "первичных уряннхаев", расселившихся уже на виду хронистов. в 13 веке, от Байкала до Маньчжурии.




Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет